Мотивация лидера как искусство быть собой. К вопросу о лидерских качествах владельца бизнеса.

Мотивация лидера. Оксюморон? Отнюдь нет. Мы привыкли к теме мотивации сотрудников и даже топ-менеджеров, тема же мотивации собственников бизнеса может показаться на первый взгляд несколько странной-разве владелец компании давший ей жизнь и получающий максимальные выгоды от ее благополучия не мотивирован по определению? Что тут обсуждать?

Однако не все так просто. На протяжении многих лет работы с хозяевами крупных и средних российских компаний я обратил внимание на следующий феномен: не смотря на то, что все собственники были заинтересованы в финансовых аспектах деятельности организаций которыми владели, некоторые из них по тем или иным причинам не были заинтересованы в самой деятельности которой данная организация занималась.

Мало того, обнаружилась и многократно подтвердилась прямая связь между эффективностью организации и заинтересованностью владельца в сути ее деятельности. Это не значит, конечно, что все компании, где владелец сам с удовольствием и не жалея времени вникал в суть «производственного процесса» были высокоэффективны. Однако обратное положение, при котором незаинтересованность владельца приводила к неэффективности, наблюдалось почти всегда.

красный чел

Эти наблюдения заставили меня задуматься над тремя вопросами:

* Почему личная и искренняя заинтересованность владельца именно в предмете его бизнеса, а не только в финансовом результате, который он получает, делает бизнес эффективным и устойчивым к рыночным переменам? * Что именно создаёт у собственника эту заинтересованность в конкретном деле, которым он занимается? * Почему, будучи по-началу увлеченным своим делом, предприниматель, иногда после многих лет успешной деятельности, утрачивает к нему интерес и вынужден заниматься им большей частью ради финансовых результатов или по иным причинам?

Ответы на эти вопросы оказались связаны и привели меня к весьма любопытным выводам.

У истоков того или иного успешного бизнеса всегда стоит человек или группа людей обладающих целым рядом особых черт характера, собственно, делающих человека предпринимателем. Это и умение генерировать новые идеи, и способность взвешенно рисковать, и желание много и упорно трудится над воплощением своих идей и планов. Предпочтительны, хоть и не строго обязательны, широкие компетенции  в избранной сфере деятельности. Одной из важнейших черт успешных владельцев компаний является лидерство – умение повести за собой людей: партнёров, сотрудников и, в конечном итоге, клиентов. Способность увлечь окружающих своими планами является обязательной при реализации сколько-нибудь сложных и длительных проектов. Именно вдохновение, создание сильной мотивации сотрудников – важнейшая задача владельца бизнеса как лидера. В этом его главное отличие от топ-менеджера. Именно поэтому обычно не срабатывает практика найма «крутых» топов в случае продажи бизнеса или отхода собственника от дел – исключение иногда составляют очень крупные организации, обладающие собственной «инерционной» мотивацией.

Однако трудно или почти невозможно «зажечь» других людей тем, чем не «горишь» сам. Что же стоит за этой столь ценной способностью «зажигать» других, делающей собственника источником мотивации, креатива и энергии для своих работников?

3

Ответ который я нашел оказался для меня первоначально неожиданным– это то, что я для себя назвал способностью быть собой.  Или даже если точнее не способностью, а искусством! Дело в том, что человек заражает других людей энтузиазмом к тому, в успех чего сам искренне верит. А искренне верит человек в то, что его увлекает, что ему нравится, частью и участником чего он хотел бы быть. Тогда он готов почти неограниченно посвящать этому время и силы и увлекать  окружающих его людей, как бы становясь «центром вихря». Это как раз то, что доступно далеко не всем из нас. Отчасти именно поэтому предпринимательский талант и ценится почти во всем мире на вес золота.

А вот способность длительно испытывать энтузиазм и заражать им коллег самым непосредственным образом связано с ценностями человека и его самоидентификацией в текущий момент его жизни. Вот и получается, что лидером и «мотиватором» может быть только тот, кто в данный момент искренне  живет в соответствии со своими ценностями, «являясь собой», а не занимается тем или иным делом, чтобы достичь целей напрямую не связанным с содержанием этого дела, например, заработать денег. Деньги, конечно, тоже мощнейший мотив – часто играющий для предпринимателя роль «первичного импульса» в бизнесе. Однако если человек сам движим только благородной страстью к наживе, устойчиво мотивировать окружающих он не сможет. Конечно сам владелец бизнеса как и любой другой человек с течением жизни меняется, его цели, приоритеты, ценности на протяжении жизни подвержены изменениям. Иногда весьма существенным. Как быть с этим? Но это уже отдельная тема для специального разговора.

Найдя ответы на вышеупомянутые вопросы я несколько изменил наработанные подходы, которые я использую в своей работе как консультант. Прежде чем обсуждать с собственником стратегию его компании, вопросы привлечения новых инвесторов и партнеров, перспективы расширения его бизнеса я стараюсь понять, а чего сам человек хочет от дела которым занимается? Как он видит себя в бизнесе через год, пять и даже десять лет? Ответы на эти вопросы во многом определяют не только возможность и своевременность внедрений тех или иных рекомендаций, касающихся бизнеса, но и дают возможность помочь самому владельцу соразмерить свои личные ресурсы с теми вызовами, которые бросают его компании быстроменяющиеся условия современного рынка.